Классификации демонов по степени их могущества
Альфонсо де Спина установил 10 разновидностей демонов:
- Парки — демоны, которым приписывалась власть вмешиваться в судьбу человека;
- Полтергейсты — духи, производящие мелкие пакости по ночам в доме: передвигают и ломают вещи, не дают спать по ночам шумом, но, как правило, не причиняют большого вреда;
- Инкубы и суккубы — демоны, вступающие в половую связь с человеком. Особенно нападкам этих демонов подвержены, по мнению автора, монахини;
- Марширующие призраки, появляющиеся в виде толпы людей, производящей много шума;
- Домашние духи ведьм — гении-обереги ведьм и колдунов, а также все прочие духи, подражающие ангелу из книги Товита;
- Кошмары — демоны, вызывающие ужасные видения во сне;
- Демоны, образующиеся из мужского семени, — демоны, наводящие на мужчин фантазии о женщинах с целью получения семени для создания других демонов;
- Демоны-обманщики — демоны, дурачащие людей, появляясь в человеческих обличьях;
- Чистые демоны — демоны, нападающие только на святых;
- Демоны, которые обманывают старух, внушая им мысли о том, что те якобы летали на шабаш.
Классификация демонов по связи с семью грехами
Этот вид классификации основывался на той мысли, что демоны подстрекают человека к грехам. Так, в 1589 году демонолог П. Бинсфельд дал такую связь высших демонов с пороками:
- Люцифер — гордыня;
- Мамона — алчность;
- Асмодей — похоть;
- Сатана — гнев;
- Вельзевул — чревоугодие;
- Левиафан — зависть.
- Бельфегор- уныние,лень.
В 1801 г. оккультист Френсис Баррет издал в Лондоне книгу «Magus or Celestial Intelligencer», в которой изменил связь демонов с грехами. По Баррету:
- Мамона — демон искусителей и соблазнителей;
- Асмодей — князь мстителей;
- Сатана — демон обмана;
- Вельзевул — властелин "богов".
Кроме того в список демонов были внесены:
- Пифон — князь духов лжи;
- Велиал — вместилище порока;
- Мерихим — предводитель духов, вызывающих заразные болезни;
- Абаддон — демон войн;
- Астарот — демон обвинителей и инквизиторов.
Классификация демонов по ангельским чинам
Во время экзорцизма демон Балберит, вселившийся в Мадлен из Прованса, сообщил, что, поскольку демоны — падшие ангелы, их чины восходят к ангельским рангам, установленным ещё в IV в. н. э. в трактате «Божественные имена» Псевдо-Дионисия. Всего демон упомянул о девяти чинах, разделённых на три лика по три чина в каждом:
- В первый лик входили духи в чине серафимов, херувимов и престолов:
Вельзевул (серафимы), второй после Люцифера — склоняет людей к гордыне; Левиафан (серафимы) — склоняет к ереси и грехам, противоречащим вере; Асмодей (серафимы) — является князем роскоши и желает соблазнить ею всех людей; Балберит (херувимы) — склоняет к склоке, злословию и самоубийствам; Верен (престолы) — склоняет людей к нетерпимости; Грессил (престолы) — склоняет людей к нечистоте и неряшеству; Соннелон (престолы) — возбуждает в людях ненависть к врагам.
- Во второй лик входили духи в чине господств, сил, властей:
Элле (господства) — подстрекает людей к нарушению обета бедности; Розье (господства) — подстрекает к любострастию; Верье (князь Сил) — склоняет к непослушанию; Карро (власти) — вселяет жестокосердие; Карниван (власти) — склоняет людей к бесстыдству.
- В третий лик входили духи в чине начал, архангелов и ангелов:
Велиал (начала) — склоняет к высокомерию, внушает женщинам украшать себя в соответствии с модой, развращать детей, болтать с ними во время мессы; Оливий (архангел) — внушает жестокость и безжалостность к бедным.
Классификация демонов по месту их обитания
В изданной в 1603 г. книге «Compendium Maleficarum» Гваццо, а позднее в «Melampronoea» Генри Хелиуэлла (1681) авторы цитируют Михаила Пселла, давшего классификацию демонов по месту их обитания:
- Огненные демоны, обитающие в высших слоях воздуха, не спускающиеся на землю к людям. Автор полагал, что их появление произойдёт только в Судный день.
- Воздушные демоны, обитающие в воздухе вокруг людей. Они могут вызывать атмосферные явления вроде штормов и бурь, могут иногда становиться видимыми людям, способны спускаться в ад. Духами воздуха названы демоны, упоминаемые в «Teurgia Goetia» «Малого ключа Соломона».
- Земные демоны, обитающие в лесах и рощах, где расставляют человеку коварные ловушки. Они сбивают с пути, а некоторые живут тайной жизнью среди людей.
- Водяные демоны, вызывающие бури на морях, где топят корабли и истребляют живность в водоёмах. Они чаще предстают перед человеком в женских образах. Их нрав буйный, беспокойный и полный обмана.
- Подземные демоны живут в пещерах и расщелинах гор. Вызывают землетрясения, разрушают фундаменты домов и вредят шахтёрам.
- Светобоязненные демоны не выносят света. По мнению Пселла, они непостижимы для человека вовсе, поскольку внутри они полностью черны, их нрав полон тёмных страстей, злобы и беспокойного возбуждения. При встрече с человеком ночью эти демоны нападают на человека и убивают его, удушая или отравляя своим дыханием. Их невозможно заклясть никакими заговорами и удержать никаким колдовством, поскольку они сторонятся человеческих голосов, всякого шума и бегут от света.